МКОУ "Шумаковская СОШ им. Героя Российской Федерации Виктора Третьякевича" Солнцевского района Курской области
306110, Курская область, Солнцевский район, с. Шумаково, ул. Центральная, д.57
  • Наставничество

    Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях, но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей.

    Поддержка молодых специалистов, а также вновь прибывших специалистов в конкретное образовательное учреждение – одна из ключевых задач образовательной политики.

    Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.

    Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога, вступивший в силу с 01 января 2017 года.

    Начинающим учителям необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

    Профессиональная помощь необходима не только молодым, начинающим педагогам, но и вновь прибывшим в конкретное образовательное учреждение учителям. Нужно помочь им адаптироваться в новых условиях, ознакомить их с учительской документацией, которую им необходимо разрабатывать и вести в данном учреждении, а также оказывать методическую помощь в работе.

    Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога и вновь прибывшему учителю, сформировать у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста и вновь прибывшего специалиста получить поддержку опытных педагогов-наставников, которые готовы оказать им теоретическую и практическую помощь на рабочем месте, повысить их профессиональную компетентность.

    Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности наставников с молодыми и вновь прибывшими педагогами на уровне образовательной организации.

    Данная программа очень актуальна для нашей школы, так как у нас работает малоопытный учитель.

    Цель и задачи программы наставничества
    Программа наставничества направлена на достижение следующей цели: максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации молодых и вновь прибывших специалистов, проживающих на территории РФ.

    Задачи:

    Адаптировать молодых и вновь прибывших специалистов для вхождения в полноценный рабочий режим школы через освоение норм, требований и традиций школы и с целью закрепления их в образовательной организации.
    Выявить склонности, потребности, возможности и трудности в работе наставляемых педагогов через беседы и наблюдения.
    Спланировать систему мероприятий для передачи навыков, знаний, формирования ценностей у педагогов с целью повышения личностного и профессионального уровня наставляемых, а также качества обучения младших школьников.
    Ежегодно отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого наставляемого педагога на основании рефлексивного анализа ИППР и качества обучения школьников через сформированный отчёт электронного журнала.
    Оценить результаты программы и ее эффективность

    2.1 Основные участники программы и их функции

    Наставляемые:

    1) педагог, имеющий малый опыт работы – от 0 до 3 лет, испытывающий трудности с организацией учебного процесса, взаимодействием с учениками, другими педагогами, администрацией или родителями.

    Наставник для вновь прибывших специалистов:

               1) учитель высшей категории

    Исходя из практики работы по наставничеству, молодые или прибывшие учителя сами находят себе наставников, которые близки им по своим параметрам, перенимают у них опыт, от которых начинается старт их карьерного роста, поэтому наставниками могут являться все остальные члены кафедры начального образования и другие члены педагогического коллектива школы.

    Для реализации поставленных в программе задач все наставники выполняют две функции или относятся к двум типам наставников:

     Наставник-консультант – создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Контролирует самостоятельную работу молодого специалиста.

     Наставник-предметник – опытный педагог того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин.

    Для дальнейшей корректировки программы можно использовать примерный перечень функций управления программой наставничества и примерный перечень необходимых мероприятий и видов деятельности (Приложение 1)

    2.2. Механизм управления программой

    Основное взаимодействие между участниками: «опытный педагог – молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.

    Основными принципами работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами являются:

    Обязательность - проведение работы с каждым специалистом, приступившим к работе в учреждении вне зависимости от должности и направления деятельности.

    Индивидуальность - выбор форм и видов работы со специалистом, которые определяются требованиями должности, рабочим местом в соответствии с уровнем профессионального развития.

    Непрерывность - целенаправленный процесс адаптации и развития специалиста продолжается на протяжении 3 лет.

    Эффективность - обязательная периодическая оценка результатов адаптации, развития специалиста и соответствия форм работы уровню его потенциала.

    Требования, предъявляемые к наставнику:

    -знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого и вновь прибывшего специалиста по занимаемой должности;

    -разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;

    -изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;

    -знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;

    -вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);

    -проводить необходимое обучение;

    -контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;

    -разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления;

    -давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;

    - контролировать работу, оказывать необходимую помощь;

    -оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

    -личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

    -участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;

    -периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;

    -подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

    Требования к молодому специалисту:

    - изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;

    - выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

    - постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

    - учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;

    - совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

    - периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.

    Формы и методы работы с молодыми и новыми специалистами: беседы; собеседования; тренинговые занятия; встречи с опытными учителями; открытые уроки, внеклассные мероприятия; тематические педсоветы, семинары; методические консультации; посещение и взаимопосещение уроков; анкетирование, тестирование; участие в различных очных и дистанционных мероприятиях; прохождение курсов.

    Ответственность за реализацию программы наставничества внутри образовательной организации берут на себя:

    ● администрация организации - участников;

    ● наставники - участники программы;

    ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

    .1 Организация контроля и оценки

    Контролировать и оценивать работу наставляемых, наставников и всей программы в целом будет руководитель МО

    Оценка будет происходить в качестве текущего контроля и итогового контроля.

    Текущий контроль будет происходить 1 раз в четверть по итогам составленного наставляемыми и наставниками отчёта на заседании учителей, как один из рассматриваемых вопросов, а так же на совещании при директоре.

    Итоговый контроль будет происходить на педагогическом совете, специально посвящённый теме наставничества и на итоговом заседании учителей на основании таблицы результативности программы наставничества за истёкший год, а так же рефлексивного самоанализа наставляемых реализации ИППР .

    Качества успешных наставников

    Желание участвовать в программе по поддержке другого человека в течение длительного времени. У наставников имеется искреннее желание быть частью жизни других людей, чтобы помочь им в принятии трудных решений, в вопросах саморазвития и наблюдать, как они становятся лучше.

    Уважение к личности, ее способностям и праву делать собственный выбор в жизни.

    Наставники не должны считать, что их способы решения проблем лучше или что участников

    программы нужно спасать. Наставники, руководствующиеся чувством уважения и достоинства в отношениях, способны завоевать доверие наставляемых и привилегию быть для них советниками.

    Умение слушать и принимать различные точки зрения. Большинство людей может найти кого-то, кто будет давать советы или выражать свое мнение. Гораздо труднее найти того, кто отодвинет собственные суждения на задний план и действительно выслушает. Наставники часто помогают, просто слушая, задавая продуманные вопросы и с минимальным вмешательством давая наставляемым возможность исследовать свои собственные мысли. Когда люди чувствуют, что их понимают и принимают, они более склонны к тому, чтобы просить совета и реагировать на хорошие идеи.

    Умение сопереживать другому человеку. Эффективные наставники могут сопереживать людям, не испытывая при этом жалости к ним. Даже не имея такого же жизненного опыта, они могут сопереживать чувствам и личным проблемам наставляемых.

    Умение видеть решения и возможности, а также препятствия. Эффективные наставники способны балансировать между адекватным восприятием реальных серьезных проблем, с которыми сталкиваются их наставляемые, и оптимизмом при поиске реалистичных решений. Они способны упорядочить кажущиеся беспорядочными проблемы и указать разумные варианты действий.

    Гибкость и открытость. Эффективные наставники признают, что отношения требуют времени

    для развития. Они готовы уделить время тому, чтобы узнать наставляемых, разобраться в важных для них вопросах (музыка, философия и т.д.) и даже измениться под влиянием отношений.

    Хороший наставник обладает также:

    -   гибкостью мышления - быстро оценивает ситуацию и принимает необходимые решения, легко переключается с одного способа действий на другой;

    -     критичностью мышления - не считает верной первую пришедшую в голову мысль, подвергает критическому рассмотрению предложения и суждения других, принимает необходимые решения, только взвесив все доводы;

    -   коммуникативными способностями - говорит о сложных вещах простым, понятным для наставляемого языком, открыт и искренен при общении, умеет слушать и слышать собеседника;

    -   толерантностью - терпим к мнениям, взглядам и поведению, отличным от собственных и даже неприемлемым для наставника;

    -  эмпатией - эмоционально отзывчив на переживание других, способен к сочувствию;

    -  рефлексивностью - способен к осмыслению собственной деятельности;

    -     эмоциональной устойчивостью - способен сохранять функциональную активность в условиях воздействия стресса как в результате адаптации к нему, так и в результате высокого уровня развития эмоционально-волевой саморегуляции.

    Манифест наставника

    1. Наставник помогает наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития.
    2. Наставник является примером жизни, поведения и ценностей для наставляемого.
    3. Наставнические отношения формируются в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога.
    4. Наставник ориентируется на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним также долгосрочную перспективу и будущее.
    5. Наставник предлагает помощь в достижении целей и желаний наставляемого и указывает на риски и противоречия.
    6. Наставник не навязывает наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у наставляемого индивидуального видения.
    7. Наставник помогает наставляемому развить прикладные навыки, умения и компетенции.
    8. Наставник по возможности оказывает наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует и ободряет его.
    9. Наставник по согласованию с куратором может проводить дополнительные (в том числе выездные) мероприятия, направленные как на достижение цели наставнической программы, так и на укрепление взаимоотношений с наставляемым.
    10. Наставник соблюдает обоюдные договоренности, не выходит за допустимые рамки субординации и не разглашает информацию, которую передает ему наставляемый*.
    11. Наставник может быть инициатором завершения программы, но перед этим обязан приложить все усилия по сохранению доброкачественных наставнических отношений.
    12. Список исключений, информация о которых незамедлительно передается куратору программы:
    • если наставляемый сообщит о том, что стал жертвой насилия (физического, сексуального, психологического);
    • если наставляемый сообщит о том, что вовлечен в незаконную деятельность (распространение наркотиков, финансовые махинации);
    • если наставляемый сообщит (или его поведение будет свидетельствовать) о потенциальной угрозе, способной нанести вред жизни и здоровью (суицидальные мысли, пагубная зависимость).

    Руководящие принципы наставников

    Основные принципы наставника, способствующие организации эффективного сотрудничества и реализации всех задач программы наставничества, могут быть выражены следующим набором категорий.

    Наставники слушают

    Поддерживают зрительный контакт и
     посвящают наставляемым все свое внимание

    Наставники рекомендуют

    Помогают наставляемым найти направление 
    в жизни, но не подталкивают их

    Наставники рассказывают

    Дают представление о перспективах наставляемого, 
    помогают определить цели и приоритеты

    Наставники обучают

    Рассказывают   о     жизни,   собственной   карьере,   личном 
      и профессиональном опыте

    Наставники представляют свой опыт

    Помогают наставляемым избежать ошибок и извлечь
     уроки из жизненных ситуаций

    Наставники доступны

    Предоставляют ресурс, источник опыта   и   знаний, которому наставляемый доверяет и к которому 
    может обратиться

    Наставники критикуют, но конструктивно

    При необходимости наставники указывают области,
    которые нуждаются в улучшении, всегда
    сосредоточивая внимание на поведении
    наставляемого, но никогда - на характере

    Наставники поддерживают

    Независимо от того, насколько болезненный опыт имеет наставляемый, наставник продолжает поощрять его учиться и совершенствоваться

    Наставники точны

    Дают конкретные советы, анализируют, рефлексируют, что было сделано хорошо, что может быть исправлено или улучшено, что достигнуто, какие преимущества есть у различных действий

    Наставники неравнодушны

    Наставник интересуется образовательными успехами наставляемого, успехами в планировании и реализации карьеры, в личном развитии

    Наставники успешны

    Не только успешны   сами по себе,   но и способствуют успехам других людей

    Наставники вызывают восхищение

    Пользуются уважением в своих организациях и обществе

    Качества успешных наставников

    1. Не осуждаю, а предлагаю решение.
    2. Не критикую, а изучаю ситуацию.
    3. Не обвиняю, а поддерживаю.
    4. Не решаю проблему сам, а помогаю решить ее наставляемому.
    5. Не навязываю свое мнение, а работаю в диалоге.
    6. Разделяю ответственность за наставляемого с куратором, родителями и организацией.
    7. Не утверждаю, а советуюсь.
    8. Не отрываюсь от практики.
    9. Призывая наставляемого к дисциплине и ответственному отношению к себе, наставническому взаимодействию и программе, сам следую этому правилу.
    10. Не разглашаю внутреннюю информацию. Наставничество - не решение всех проблем, стоящих перед наставляемым и его/ее семьей. Суть наставничества заключается в создании и поддержании устойчивых человеческих взаимоотношений, в которых наставляемый чувствует, что к нему относятся как к личности и что он имеет значение для общества.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie